Научная статья на тему 'Мозаики города Королёв как культурный символ советской эпохи'

Мозаики города Королёв как культурный символ советской эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
502
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Наследие / культура / мозаики / архитектура / искусство / соцреализм / модернизм. / Heritage / culture / mosaics / architecture / art / socialist realism / modernism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чермошенцев Андрей Викторович

Мозаичные панно советского периода монументальные произведения искусства СССР рассматриваются как репрезентация идеологии правящей партии, целей и задач социалистического строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чермошенцев Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSAICS OF KOROLEV AS A CULTURAL SYMBOL OF THE SOVIET ERA

Mosaic panels of the Soviet period are monumental works of mosaics of the era of socialist realism in the art of the USSR, which are completely subordinate to the ideology of the ruling party and consistent with the tasks of the socialist system

Текст научной работы на тему «Мозаики города Королёв как культурный символ советской эпохи»

CHF УДК 008 ББК 79.0

10.34685/Ш.2019.27.4.007

МОЗАИКИ ГОРОДА КОРОЛЁВ КАК КУЛЬТУРНЫЙ СИМВОЛ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Чермошенцев Андрей Викторович,

историк архитектуры, помощник заместителя председателя, Московская областная Дума.

archyany@gmail.com

Аннотация

Мозаичные панно советского периода - монументальные произведения искусства СССР рассматриваются как репрезентация идеологии правящей партии, целей и задач социалистического строительства. Ключевые слова

Наследие, культура, мозаики, архитектура, искусство, соцреализм, модернизм.

Космос, труд, семья, спорт, наука - эти темы стали основой для мозаичных полотен, украшавших стены жилых домов, заводов, учебных учреждений, общественных пространств и домов культуры во второй половине 60-х - 70-х годов XX столетия в советской архитектуре модернизма. После безликого периода борьбы с излишествами и наполнения городов типовыми проектами зданий индустриального домостроения, государственная идеология в архитектуре начала возвращаться к осознанию необходимости художественного оформления зданий. Архитекторы стали возвращаться к индивидуальным проектам, привлекать художников к совместному творчеству. Основным видом художественного оформления архитектуры этого периода стали мозаичные панно на фасадах в характерном для периода модернизма стиле.

В первые годы существования молодого Советского государства этот вид искусства, не был распространен, в связи с тем, что требовал больших экономических и трудовых затрат.

Однако уже в 1925 году художник-мозаичист, руководитель мастерской Академии художеств в Ленинграде Владимир Александрович Фро-

лов оформил фасад Киевского вокзала в Москве двумя гербами СССР, выполненных в этой технике. С этого года исследователи ведут неофициальный отсчет периода истории советского мозаичного искусства.

Спустя четыре года именно мастерская Фролова оформила мозаикой из пурпурной смальты мавзолей В.И. Ленина. (Фото 1.).

Грандиозные всесоюзные стройки 30-40-х годов дали толчок к развитию мозаичного искусства, так как мозаики в оформлении общественных и жилых зданий встали на один уровень наравне с настенными росписями, фресками, скульптурой и барельефами. Во время строительства московского метро и оформления станций, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально вписалось в общую концепцию и стилистику, отражающую мощь Советского Союза, радость советского человека, достижения трудового государства. (Фото 2.).

Сотрудничество с художником Александром Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР. (Фото 3.). После Великой Отечественной войны характерными

49

50

Фото 1. Мозаичное панно в оформлении стен Мавзолея им. В.И. Ленина. Пурпурная смальта, отделана черным лабрадоритом. Худ. В.А. Фролов, 1929 г.

персонажами большинства мозаичных полотен становятся В.И. Ленин и И.В. Сталин. (Фото 4, 5.).

Все художники вписывали портреты вождей в свои произведения в оформлениях общественных пространств, государственных и муниципальных зданий, в интерьеры Московского метро и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и т.д. Однако в наши дни оценить оригинальные произведения этого периода не представляется возможным, т.к. после 1956 и 1961 года, периода борьбы с «Культом личности», мозаичные полотна были изменены в процессе удаления с них образа Отца народов. Во многих случаях эти изменения исказили не только смысл мозаик, но и внешнее восприятие.

Так, например, немало изменений претерпели мозаичные панно станции «Комсомольская», выполненные группой Павла Корина, «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Бауманская» Московского метро, откуда пришлось убирать портреты Сталина, Берии, многих членов Политбюро, сводя на нет изначальный замысел автора.

Большое количество панно также воспевали героический подвиг советских людей в Великой Отечественной войне.

Ближе к 1970-м годам мозаика красовалась уже в зданиях разного назначения, холлах школ и училищ, дополняла фасады зданий. Были построены и заводы, производящую смальту для мозаик. Интересно, что помимо традиционных героев - космонавтов и ученых, пионеров и спортсменов, - использовались и достаточно абстрактные изображения, которые во многом предвосхитили появление новых течений в искусстве.

После распада Союза мозаичные полотна периода соцреализма остались частью неоцененного искусства, в связи с чем, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе, а часть стали постепенно разрушаться от воздействия погодных условий без должного ухода, или подвергаться техническому воздействию новых частных собственников зданий, в большинстве не обращающих внимания на культурное и историческое наследие.

Город Калининград Московской области, в настоящее время носящий имя выдающегося конструктора Сергея Павловича Королева, во второй половине 20-го века стал цитаделью создания ракетно-космической отрасли нашего государства. И не удивительно, что именно космическая тематика легла в основу сюжетов творчества художников-мозаичистов, занимающихся оформлением городских пространств Калининграда-Королёва.

Всего в областном Калининграде около пятнадцати мозаик. Все они располагаются в исторической части города и оформляют фасады

Фото 2. Мраморное мозаичное панно ст. метро «Бауманская». Худ. И.М. Рабинович, 1944 г.

Фото 3. Мозаичное панно «Народное гуляние в Киеве», ст. метро «Киевская-Кольцевая». Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1954 г.

жилых домов, центральную площадь города с Центральным дворцом культуры им. М.И. Калинина, детский сад, здание АТС.

В 1977 г., к шестидесятилетнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, на жилом доме в начале проспекта Королёва было размещено мозаичное полотно с вертикальной композицией, выполненная по эскизу городского художника Льва Кадушина. (Фото 6.).

Центральным персонажем мозаики является выполненный в полный рост Константин Циолковский на фоне синего неба, планет и звезд. Позади него (в левой части композиции) изо-

Фото 4. Мозаичный плафон на ст. метро «Комсомольская-Кольцевая» 1952 и 1961 гг. Художник П.Корин. «Парад 1941 года».

бражена взлетающая ракета. По первоначальному замыслу, мозаику предполагалось выполнить в размерах на всю стену жилого здания, однако, в связи с недостаточным выделением средств на изготовление полотна пропорции пришлось сократить, и изображение заняло лишь 1/3 от первоначального объема. В результате этих изменений снизилось качество восприятия художественного произведения.

Над двумя главными мозаиками в городе Калининграде-Королеве, на центральной площади в оформлении трибун и в главном зале Дворца культуры имени М.И. Калинина работала выдающийся советский художник-мозаичист Линия Николаевна Сухова (Черепанова). Ее работы известны всей стране. Вместе с П. Кориным она работала над оформлением станций Московского метро «Комсомольская-Кольцевая» (полотно «Александр Невский»), «Киевская-Кольцевая» (полотна "Цветёт орденоносная Украина — республика рабочих и крестьян" и "Народное гуляние в Киеве"), а также во многих городах СССР, в том числе - Московской области, Можайске, Подольске, Чехове.

51

Фото 5. Мозаичный плафон на ст. метро «Комсомольская-Кольцевая» 1952 и 1961 гг. Художник П.Корин. «Выступление В.И. Ленина на Красной площади».

Фото 6. Мозаичное панно, начало проспекта Королёва, г. Королёв, МО. Худ. Л. Кадушин, 1977 г.

В городе Калининграде Московской области Л.Н. Сухова работала в начале 1960-х гг. К пятидесятилетию Октябрьской революции ей поступил заказ на оформление центральной площади (стела у трибун) и в главного зала Дворца культуры им М.И. Калинина. (Фото 7, 8, 9, 10.).

Фото 7. Мозаичное панно (стела) на центральной площади г. Королёв, МО. Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г.

Фото 8.

Эпизод мозаичного панно (стела) на центральной площади г. Королёв, МО. Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г. Революция, Великая Отечественная

Фото10. Эпизоды мозаичного панно (стела) на центральной

площади г. Королёв, МО.

Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г. Ю. Гагарин.

Мозаика во Дворце культуры, оформляет портал главной сцены. (Фото 11.).

Сюжетами для этой мозаики стали как русские сказки Бажова и Пушкина, так и народное театральное искусство. Верхняя часть портала оформлена в характерной тематике развития науки и покорения космоса. (Фото 12.).

Цветную смальту для композиций привезли с юга СССР; выкладывали мозаику сама автор, Сергей Егорович Сухов и Василий Васильевич Пахомкин.

Полотно, оформляющее горизонтальную стелу на центральной площади более сложно для восприятия, чем мозаика во дворце культуры.

В едином сюжете развивается история Советского государства от Октябрьской революции до первого космонавта. Главными действующими лицами мозаики выступают универсальные изображения солдат Гражданской и Великой Отечественной войн, колхозники и рабочие, как главные

52

Фото 9. Эпизоды мозаичного панно (стела) на центральной площади г. Королёв, МО. Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г. Серп и молот.

К этому времени она уже работала в Московском художественном фонде при Министерстве культуры РСФСР и Комбинате художественных работ при Московском областном художественном фонде. Эскизы для обоих сюжетов утверждал лично Сергей Павлович Королёв, курировавший в то время и строительство Дворца культуры.

Композиции обоих панно многослойные, состоящие из нескольких сюжетов и не рассчитанные на восприятие с первого взгляда.

Фото 11. Мозаика в оформлении портала главной сцены ЦДК им. М.И. Калинина. г. Королёв, МО. Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г.

Фото 12. Мозаика в оформлении портала главной сцены ЦДК им. М.И. Калинина. г. Королёв, МО. Худ. Л. Сухова (Черепанова), 1967 г.

Фото 15. Мозаика в оформлении комплекса жилых домов на ул. Кирова г. Королёв, МО. Худ. неизвестен, 2-я половина 1970-х г.

представители создания и восстановления социалистического хозяйства, ликующие трудящиеся страны Советов, а также изображение Юрия Гагарина, первого космонавта, как итоговое достижение государства к 1967 году.

Целый художественный ряд мозаик располагается в оформлении жилых домов на улице 50-лет ВЛКСМ, самый длинный дом в городе, из-за чего в народе его называют «Китайской стеной», и комплекса зданий на улице Кирова. (Фото 13, 14.).

Фото 13.Комплекс мозаичных панно в оформлении жилого дома «Китайская стена» г. Королёв, МО. Худ. неизвестен, 1976 г. «Наука».

Фото 14. Комплекс мозаичных панно в оформлении жилого дома «Китайская стена» г. Королёв, МО. Худ. неизвестен, 1976 г. «Содружество».

Комплекс мозаик на Китайской стене (построен в 1976 году, архитектор Л. М. Дерналов) состоит из пяти разных по сюжету полотен. Названия в народе им были даны согласно доминирующей тематике изображений: «Наука» (Фото 13.), «Содружество» (Фото 14.), «Искусство», «Космос» и «Мир».

Мозаики имеют характерный для периода советского модернизма абстрактное изображение, наслоение цветов, геометрические ломанные линии слоев, но в каждой из них есть центральное изображение, позволяющее нам понять сюжет: циркуль с формулами, сжатые в рукопожатие кисти рук и звезды кремлевских башен, музыкальный инструмент, созвездия. Фон для каждой мозаики также выбран соответственно каждому сюжету от глубоко-синего у «Космоса», до ярких легких тонов «Содружества».

В связи с тем, что общественное пространство в районе улицы Кирова относится к тихим жилым районам, космическая тематика в сюжетах мозаик этого комплекса домов минимальна и почти не используется. Больше доминируют бытовые темы спорта, чтения, досуга, отдыха. (Фото 15.).

Список литературы

1. Броновицкая А., Малинин Н. Москва. Архитектура советского модернизма 1955-1991 гг. М.: ЦСИ Гараж. 2016.

2. Кагнаров Э. Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн Московского метро. 1935-2015. М. : DOM Publishers. 2016.

3. Лебедева В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М. : Наука. 1973.

4. Толстой В. П. Монументальное искусство СССР. М. : Советский художник. 1978.

5. Хан-Магомедов С.О. Мавзолей Ленина. М. : Издательский проект "Русский Авангард" Сергея Гордеева, 2012.

MOSAICS OF KOROLEV AS A CULTURAL SYMBOL OF THE SOVIET ERA

Chermoshentsev Andrey Viktorovich,

architectural historian, assistant vice chairman, Moscow Regional Duma. archyany@gmail.com

Аbstract

Mosaic panels of the Soviet period are monumental works of mosaics of the era of socialist realism in the art of the USSR, which are completely subordinate to the ideology of the ruling party and consistent with the tasks of the socialist system.

Keywords

Heritage, culture, mosaics, architecture, art, socialist realism, modernism.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.